Рассмотрим резервуарный парк битумохранилища!
Данный парк состоит:
— расходный парк на две емкости (резервуары) РВС объемом по 3000 куб.м каждый в обваловании под битум (с подогревом);

— вспомогательные емкости (резервуары) – два РГС-75 м3 (подогрев битума до 150-180 0С);

— сливо-наливной автомобильный пост;
— продуктовая насосная с подогреваемыми насосами;
— маслогрейная станция;

— электрощитовая;
— система предупреждения о пожаре;
-инженерные сети.

Расходные емкости битума являются частью технологического цикла по приему из битумовозов, хранению, подогреву и выдачи битума на налив в автоцистерны или на установку модификации битума.
По количеству опасных веществ (ЛВЖ и горючие жидкости, находящиеся на складе), согласно ФЗ №116 от 21.06.97 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ст.2 п.3 и табл.2 приложения №2, – ОПО относится к III-му классу опасности (от 1000 до 50000 т).
Грузооборот нефтепродуктов проектируемого расходного парка 12000 т/год, согласно п. 2.1. ВНТП 5-95 проектируемый объект относится – к 5 классу.
- по функциональному назначению – перевалочно-распределительный;
- по общей вместимости и максимальному объему одного резервуара, в соответствии с СП 155.13130.2014 (взамен СНиП 2.11.03-93) — категории III а.
1.2 Проектируемые технологические трубопроводы обеспечивают выполнение следующих операций:
- Прием битума из автомобильной цистерны и последующая перекачка его в расходный парк (2 х РВС-3000м3);
- Хранение битума в расходном парке;
- Перекачка битума из РВС-3000 в расходные емкости – РГС-75;
- Налив битума в автомобильную цистерну (битумовоз);
- Выдача продукта на установку модификации битума;
- Выдача битума на завод по изготовлению асфальта;
- Дренирование подтоварной воды, образующейся в расходных емкостях при отстое битума;
- Аварийный слив нефтепродуктов при нештатных ситуациях и ремонте оборудования.
1.3 Средняя производительность по битуму – 12000 т/год. Пиковая производительность по битуму – 200 т/сут.
Максимальная производительность заполнения/опорожнения через трубопровод Ду 80мм –52,2 м3/ч (2,83 м/с).
1.4 Режим работы расходных емкостей — круглосуточный, круглогодичный.
Номинальная вместимость проектируемого расходного парка 6000 м3.
Условия ввода в эксплуатацию одностадийное.
Режим работы проектируемых объектов — непрерывный, 365 дней в году, в 2 смены.
Общая численность персонала планируется согласно штатного расписания.
Рис. 1 Установка разогрева битума




Автоматизация резервуарного парка
Резервуарный парк включает в себя следующие составляющие:
- железнодорожная сливо-наливная эстакада для слива компонентов /налива продукта;
- автомобильная наливная эстакада;
- группа резервуаров РВСП объемом по 10000 м3 каждый;
- подземные резервуары для сбора аварийных проливов и смывов;
- продуктовая насосная станция;
- прирельсовую насосная на железнодорожной эстакаде;
- установка улавливания паров легких фракций;
- установка смешивания;
- цех изготовления продукта;
- система дренажа из технологического оборудования и трубопроводов;
- внутрицеховые трубопроводы.
Схема технологических трубопроводов предусматривает выполнение следующих операций:
— Прием продукта из железнодорожных вагоноцистерн и перекачка в группу резервуаров;
— Прием продукта из железнодорожных вагоноцистерн и подача на налив;
— Внутрибазовые перекачки в группе резервуаров.
— Подача продукта из резервуаров №1 в цех изготовления
— Налив продукта и компонентов бензина в железнодорожные цистерны;
— Налив продукта в автомобильные цистерны;
— Внутрибазовые перекачки в группе резервуаров №2;
— Циркуляция в группе резервуаров №2;
— Подача из группы резервуаров №2 в цех;
— Аварийный слив продукта.
Режим работы резервуаров — круглосуточный, круглогодичный.
- Номинальная вместимость проектируемого резервуарного парка 86 тыс. м3.
- Режим работы проектируемых объектов — непрерывный, 365 дней в году, в три смены.
Продуктовая насосная обеспечивает:
-перемещение продукта из резервуарных парков для налива на автомобильную и железнодорожную эстакады;
-циркуляцию бензина внутри парков резервуаров;
-подачу продукта из резервуарного парка смесей на установку смешивания, далее в цех изготовления продукта, с последующей подачей продукта в парк готового топлива
Прирельсовая насосная обеспечивает прием базового бензина/компонентов из вагоноцистерн на железнодорожной эстакаде в резервуарный парк №1.
В составе межцеховых трубопроводов имеются – узлы запорной арматуры, содержащие электроуправляемые шаровые краны, которые служат для управления потоками бензина и для блокировки участков внутрицеховых трубопроводов.
Объем технологической автоматизации
В проекте предусматривается автоматизация следующих сооружений:
- продуктовой насосной;
- резервуарного парка базовых смесей — группа резервуаров №1 состоит из 4-ёх резервуаров вертикальных цилиндрических стальных с понтоном РВСП-1, РВСП-2, РВСП-3, РВСП-4 объемом по 1000 м3 каждый.
- резервуарного парка готового топлива — группа резервуаров №2 состоит также из 4-ёх резервуаров вертикальных цилиндрических стальных с понтоном РВСП.
- сливо-наливной односторонней железнодорожной эстакады на 6 вагонов;
- наливной автомобильной эстакады на одновременный верхний налив нефтепродуктов в две автоцистерны;
- площадок электрозадвижек;
- установки улавливания паров нефтепродуктов для проектируемого объекта;
- прирельсовой насосной;
- двух РГС сбора аварийных проливов V = 100м3;
- резервуара для промышленных стоков V = 100м3
Для приема продукта с ж.д. и отпуска готового продукта на ж.д. транспорт проектом предусмотрено строительство односторонней сливо/наливной эстакады на 6/4 железнодорожные цистерны. На данных установках используется комплекс измерительный АСН-14ЖД предназначен для налива жидкостей в железнодорожные вагоны-цистерны через верхний люк. Налив продукта осуществляться по безшланговой системе с помощью герметизированных устройств, оборудованных ограничителями налива.